«Арктика»

Атомный Ледокол Арктика Северном Полюсе

Вид на макушку 3емли из космосаSРB. вспоминает историю легендарной экспедиции.

Рискованный маршрут

Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести экспедиции, тонули раздавленные толщей льдов корабли. Атомоход «Арктика» был первым в истории кораблем, которому удалось добраться до этого труднодоступного места.

Ледокол был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Через полтора года состоялся торжественный спуск на воду. Корабль был огромен: 148 метров в длину, водоизмещение составляло 23 тысячи тонн, скорость хода – 20 узлов. «Арктика» не сильно отличалась от первого советского атомного ледокола «Ленин», который был построен в 1957 году. Однако новый ледокол был значительно надежнее предшественника, развивал большую мощность и скорость. Эти параметры и позволили атомоходу пробиться через льды к макушке земли.

При прокладке маршрута капитан Юрий Кучиев использовал многолетние наблюдения за северными льдами. В этом рискованном мероприятии можно было легко повредить или даже потерять гребной винт. Это привело бы к краху похода. Но на случай непредвиденного ЧП на борт был взят аварийный запас продовольствия, рассчитанный на 8 месяцев. Также судно укомплектовали материалами для строительства ледового аэродрома.

Дважды корабль застревал в толще северных льдов, рискуя остановиться навсегда.В экспедицию отправились 150 человек экипажа корабля и 57 ученых и научных специалистов. 9 августа 1977 года «Арктика» отшвартовалась и вышла из Мурманского порта. Время было выбрано не случайно, август – самый мягкий месяц в полярных широтах. Сначала миновали Карское море, затем пролив Вилькитского. Выйдя в море Лаптевых, «Арктика» повернула на север.

«Назад-вперед»

14 августа ледокол вошел в многолетние льды, началась самая сложная часть экспедиции. Моряки признавались, что в некоторые моменты похода становилось страшновато, корпусу корабля приходилось разрубать льдины толщиной в несколько метров. Экипаж прозвал эту часть путешествия «камнедробилкой», потому что атомоход пробивался ударами «назад-вперед». Кстати, рядовые моряки, входившие в экипаж, долгое время и не подозревали, что их судно направляется к Северному полюсу. Информация была засекреченной, радиооператоры «Арктики» не выходили в эфир, чтобы не обнаружить себя. О цели экспедиции экипажу сообщили лишь после прохождения пролива Вилькитского.


Источник: www.spb.aif.ru
Расказать о статье друзьям

Похожие статьи

Тайна Южного Магнитного Полюса Видео

Тайна Южного Магнитного Полюса Видео

JULY 26, 2024

Планета ЗЕМЛЯ Внутреннее строение Земли Земное ядро В марте 1997 года под конец рабочего дня пятницы инженеру NASA Кену Лабелу…

Читать далее
Экспедиция Южный Магнитный Полюс

Экспедиция Южный Магнитный Полюс

JULY 26, 2024

В начале этого года, в средствах информации уже говорилось об одной из значимых вех в науке. Российскими исследователями…

Читать далее